Рассматриваются действующие (на момент написания статьи) нормативы в вопросе определения санитарного состояния почв/грунтов при производстве инженерно-экологических изысканий. Проводится их сопоставление, определяется порядок приоритетности, кратко раскрывается содержание.
Введение
Вопрос оценки загрязнения почв/грунтов (определения санитарного состояния) в настоящее время вызывает определенные разногласия, преимущественно в части санитарно-химических показателей. При производстве инженерно-экологических изысканий мы должны руководствоваться требованиями законодательства, которые, на сегодняшний момент, могут выглядеть весьма противоречиво, допуская сразу несколько возможных подходов к подобной оценке. Экспертные органы, зачастую, имеют серьезные расхождения в вопросе применения данных подходов.
Отсутствие между участниками проектно-изыскательской отрасли однообразного понимания тех или иных вопросов регулирования - существенно осложняет работу, закономерно выливаясь в необоснованные траты человеко-часов на достижение консенсуса (и внесение соответствующих правок в разрабатываемую документацию) в каждом отдельно взятом случае. Это снижает производительность труда, удорожает изыскания, понятным образом стимулирует деятельность недобросовестных участников.
Постановка задачи
Целью настоящей статьи является обзор существующей нормативной базы в вопросе определения санитарного состояния почв/грунтов и согласование имеющихся требований в порядке правовой приоритетности.
К вопросу о терминах
Почвы/грунты. В нормативной (и иной отраслевой) литературе объект обсуждаемых исследований именуется то почвами (e.g. СанПиН 1.2.3685-21), то почвами или грунтами (e.g. СП 502.1325800.2021), то повогрунтами, etc. Как следует из общепринятых определений - классическое понятие почвы включает в себя не только плодородные горизонты, но и часть материнской породы, а значит почвы (в классическом их определении) могут достигать мощности в многие метры. Грунт же и вовсе определяется как «любая горная порода, почва <...> исследуемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью» [1]. В дополнение к пересекающейся терминологии, пункт 123 раздела VII СанПиН 1.2.3685-21 содержит следующие требования именно к грунтам:
Грунты и их смеси, используемые в целях благоустройства населенных территорий, должны отвечать гигиеническим нормативам к качеству почв.
Таким образом, изучая перемещаемые в процессе инженерно-хозяйственной деятельности грунты, мы должны применять к ним аналогичные почвам требования, если при этом допускается возможность их дальнейшего использования в целях благоустройства населенных территорий. С учетом всего перечисленного, для целей настоящей статьи (и последующих подобных) понятия грунта и почвы (а также различные их сочетания) будут рассматриваться как тождественные. При этом, не стоит забывать, что, например, для вскрышных грунтов или пустой породы, которые планируется складывать в «хвосты» и терриконы вдали от населенных мест - определять показатели санитарного состояния не требуется.
Показатели санитарного состояния почв/грунтов. Данный термин определим в соответствии с разделом 3 МУ 2.1.7.730-99 как комплекс следующих характеристик почв/грунтов:
- санитарно-химических;
- микробиологических;
- гельминтологических;
- энтомологических.
Обзор литературы
Обзор действующих норм придется сделать весьма подробным, начиная с федеральных законов и кодексов. Рассматриваемый вопрос подпадает (в числе прочего) под нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, технического регулирования и стандартизации. Три нормативных правовых акта высшей юридической силы, с которых всё начинается, это:
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Озвученные федеральные законы содержат информацию о согласованности друг с другом (приоритетности), а также вводят ряд норм последующих уровней: санитарные правила, технические регламенты, своды правил, государственные стандарты, etc.
Основная часть
Санитарно-эпидемиологическое законодательство
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ вводит государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование как средство обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
- <...>
- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
- <...>
Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ заявляет действие санитарных правил на территории РФ:
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ требует обязательного соблюдения санитарных правил гражданами, ИП и юрлицами:
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Часть 4 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ устанавливает приоритет санитарных правил над иными нормами, касающимися обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Письмо Минстроя от 11.04.2019 N 14258-ОГ/08 дополнительно подтверждает приоритет санитарных правил:
Таким образом, при наличии технических противоречий, между сводами правил и санитарными правилами, следует руководствоваться санитарными правилами.
Данное письмо приводится лишь в качестве дополнительного материала. В соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.07.1997 N 1009, письма органов власти не относятся к источникам права. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038, разъяснение законодательства, практики его применения, оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций, а также разрешение споров между третьими лицами в отношении нарушенных или оспоренных гражданских прав не входит в компетенцию Минстроя России.
Тезис 1.Приоритетными (и обязательными) нормами при производстве инженерно-экологических изысканий (или разработке природоохранных разделов проектной документации) являются санитарные правила.
Техническое регулирование и стандартизация
Статья 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ определяет национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций:
1) документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
<...>
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации (далее - национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее - предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники, технические спецификации (отчеты) и стандарты организаций, в том числе технические условия, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов;
<...>
5) национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации
<...>
12) свод правил - документ по стандартизации, содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;
<...>
13) стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
Отметим, что национальный стандарт и стандарт организации (в числе прочих) в вышеприведенных определениях обобщены как «документы национальной системы стандартизации».
Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ уравнивает документы национальной системы стандартизации (в т.ч. национальные стандарты и стандарты организаций) между собой, декларируя добровольность их применения (если иное не установлено законодательством):
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ приведем просто на всякий случай:
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Статья 2 федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ дополнительно определяет технические регламенты, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств:
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
<...>
международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
<...>
региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;
<...>
региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;
<...>
стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
<...>
свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;
Статья 5.1 федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ определяет особенности регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений:
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
При этом, федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ определяет отдельные особенности регулирования в отношении объектов:
- обороны (государственный оборонный заказ) (статья 5);
- связанных с государственной тайной / охраняемой информацией ограниченного доступа (статья 5);
- атомной энергии (статья 5);
- инновационного центра «Сколково» (статья 5.2);
- международного медицинского кластера (статья 5.3);
- градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки (статья 5.4);
- инновационных научно-технологических центров (статья 5.5);
- космической деятельности (статья 5.6).
Нормы, в результате применения которых соблюдаются требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», рассмотрим чуть ниже. Сначала рассмотрим обозначенные выше особенности. Обязательными требованиями в данных особых случаях (применительно) являются:
- требования государственных заказчиков (в том числе и посредством государственных контрактов);
- требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
Как обязательными, так и рекомендованными в особых случаях могут являться:
- Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в соответствии со статьёй 13, в техрегулировании применяются нормы РФ или нормы стран - членов ЕАЭС или ОЭСР, статья 14 подразумевает санитарно-эпидемиологические требования стран - членов ЕАЭС или ОЭСР, но не ниже санитарных правил РФ и/или международных);
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в соответствии со статьёй 15, в техрегулировании применяются нормы РФ или нормы стран - членов ОЭСР, статья 16 подразумевает санитарно-эпидемиологические требования стран - членов ОЭСР, соответствующие требованиям международных организаций);
- требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных устанавливать особенности применения требований существующих норм в условиях стесненной городской застройки;
- федеральные законы, устанавливающие особенности технического регулирования в условиях стесненной городской застройки (с учетом Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ);
- требования органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в области обеспечения соответствии требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
- Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в соответствии со статьёй 17, в техрегулировании применяются нормы ЕАЭС, а в случае их отсутствия - техрегламенты РФ, статья 18 подразумевание санитарно-эпидемиологические требования ЕАЭС или стран - членов ЕАЭС, но не ниже санитарных правил РФ и/или международных);
- Закон РФ «О космической деятельности» от 20.08.1993 N 5663-1.
Статья 16.1 федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ определяет добровольность применения стандартов из соответствующего перечня, подготавливаемого федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (пункт 1 указанной статьи). В частности, пункт 4 указанной статьи гласит:
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. <...> Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Соответствующий перечень норм, утвержден Приказом Росстандарта от 27.04.2024 N 1112.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ определяет список видов норм (определенных выше):
Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:
1) национальные стандарты Российской Федерации (далее - национальные стандарты) и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
3) стандарты организаций;
4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
Часть 6 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ определяет способы из пункта 4 списка видов норм:
Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 также определяет состав норм:
Инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, которые хранятся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
До вступления в силу в установленном порядке указанных нормативных документов при выполнении инженерных изысканий должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, нормативных технических документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 указывает, что требования к составу задания и программы изысканий (а значит и составу работ, выполняемых в ходе изысканий) устанавливаются Минстроем:
Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 указывает, что требования к составу материалов и результатов изысканий также устанавливаются Минстроем.
Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах).
Состав текстовой и графической частей указанной документации, а также приложений к ней устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели.
Часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (аналогично пункту 27 части IV Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145) определяет предметы для экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации:
Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации указанным в пункте 1 настоящей части требованиям.
Таким образом, хоть предметом экспертизы результатов изысканий и является лишь проверка их соответствия требованиям технических регламентов, в то же время, предметом экспертизы проектной документации, помимо прочего, является и её соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям. А так как проектная документация разрабатывается на основании, в том числе, результатов инженерных изысканий (например, раздел 8 «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87) - необходимость соответствия результатов изысканий санитарно-эпидемиологическим требованиям подтверждается повторно.
Тезис 2.Допустимыми (при отсутствии противоречий с санитарными правилами) и равнозначными между собой являются также следующие способы обоснования: национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, результаты исследований, расчеты и/или испытания, моделирование и оценка рисков. При этом, федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (статьи 5, 5.2 - 5.6) определяет отдельные особенности регулирования в отношении ряда объектов.
Дополнительные нормы
Раздел 1 МУ 2.1.7.730-99 определяет область применения документа:
Документ предназначен для учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и специальных служб федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, требования МУ 2.1.7.730-99 не распространяются на изыскателей, но некоторые сведения из данного документа могут быть использованы при отсутствии соответствующих данных в иных нормативах.
ГОСТ Р 58486-2019 может влиять на состав изысканий (через определяемый им состав показателей санитарного состояния почв), в связи с этим, данный документ тоже должен быть рассмотрен.
Абзац 2 раздела 1 ГОСТ Р 58486-2019 определяет область применения (и рекомендательный характер) документа:
Номенклатуру показателей санитарного состояния почв, предусмотренную настоящим стандартом, можно применять при разработке любых видов документации по охране почв от загрязнения, а также при контроле ее санитарного состояния.
Таким образом, ГОСТ Р 58486-2019 не подразумевает обязательности своего применения. Кроме того, таблица 1 ГОСТ Р 58486-2019 имеет расхождения с пунктами 120 и 121 СанПиН 2.1.3684-21, а при расхождениях стандартов с санитарными правилами следует руководствоваться последними (Часть 4 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999, Письмо Минстроя от 11.04.2019 N 14258-ОГ/08).
Абзац 2 пункта 5.11.11 СП 502.1325800.2021 (входит в перечень норм, утвержденный Приказом Росстандарта от 27.04.2024 N 1112) приводит список норм, применимых для оценки (приведена соответствующая часть абзаца):
<...> общую оценку санитарного состояния почв следует проводить в соответствии с НД Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе СанПиН 2.1.3684, ГОСТ 17.4.1.02, ГОСТ 17.4.3.04, ГОСТ 17.4.3.06, СанПиН 1.2.3685–21 (таблица 4.1) и [10].
При этом:
- [10] - в соответствии с разделом «Библиография» СП 502.1325800.2021 это МУ 2.1.7.730-99;
- ГОСТ 17.4.1.02-83 отменен Приказом Росстандарта от 05.10.2022 N 1074-ст, вместо него введен ГОСТ Р 70281-2022;
- ГОСТ 17.4.3.04-85 отменен Приказом Росстандарта от 05.10.2022 N 1073-ст, вместо него введен ГОСТ Р 70280-2022.
Выводы
Основываясь на тезисах 1 и 2, сформулированных выше, можно привести ранжированный перечень норм определения санитарного состояния почв/грунтов при производстве инженерно-экологических изысканий:
- СанПиН 2.1.3684-21 (приоритетный) - содержит основные требования к качеству почв/грунтов, сведения о допустимом использовании и перечень контролируемых показателей;
- СанПиН 1.2.3685-21 (приоритетный) - содержит сведения о ПДК/ОДК химических веществ, нормах по санитарно-эпидемическим показателям и критерии оценки;
- СП 502.1325800.2021 - содержит комплексную информацию об оценке, включая ссылки на другие нормативы (в части оценки санитарного состояния почв - такие нормативы приведены в данном списке ниже);
- МУ 2.1.7.730-99 (дополнительный) - используется для получения отсутствующих в других источниках сведений о ПДК/ОДК химических веществ и допустимых уровней их содержания по показателям вредности;
- ГОСТ Р 70281-2022 - содержит классификацию химических веществ антропогенного происхождения по степени опасности для контроля загрязнения и прогноза состояния почв;
- ГОСТ Р 70280-2022 - содержит общие требования по контролю и охране от загрязнения почв сельскохозяйственных и лесных угодий;
- ГОСТ 17.4.3.06-2020 - содержит общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ.
При необходимости, в техническом задании назначают дополнительные исследуемые вещества (и соответствующие источники) или устанавливают требование определять состав исследуемых поллютантов в соответствии с ГОСТ Р 58486-2019. Для ряда объектов могут устанавливаться отдельные особенности регулирования в соответствии с федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ (статьи 5, 5.2 - 5.6 - инновационный центр «Сколково», космическая деятельность, оборона, etc.).
Список литературы
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
Федеральный закон от 29.06.2015 N 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон РФ «О космической деятельности» от 20.08.1993 N 5663-1
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2019 N 14258-ОГ/08 «О наличии технических противоречий между сводами правил и санитарными правилами».
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.04.2024 N 1112 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 г. N 687».
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.08.2019 N 495-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.10.2022 года N 1073-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.10.2022 года N 1074-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
ГОСТ Р 58486-2019 «Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния».
ГОСТ 17.4.3.06-2020 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ».
ГОСТ Р 70280-2022 «Охрана окружающей среды. Почвы. Общие требования по контролю и охране от загрязнения».
ГОСТ Р 70281-2022 «Охрана окружающей среды. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения».
СП 502.1325800.2021 «Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ».
МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест».
[1]: Грунтоведение / Под ред. В.Т.Трофимова. - М.: Изд-во МГУ, 2005.